27 янв. 2011 г.

Пришло время для плана Б


Ервопейская стратегия спасения утопающих не работает. Самое время для реструктуризации долгов. Закончились рождественские каникулы, однако, европейцы не спешат возвращаться к решению своих кредитных проблем. Перед ними снова предстала страшная реальность. Доходность по облигациям вновь стремительно растет, при этом в числе пострадавших теперь намного больше стран, а европейским правительствам требуется привлекать большие суммы денег на рынке. Не далее как 12 января Португалия была вынуждена заплатить 6.7% по своим десятилетним облигациям - лучше, чем могло бы быть, но все равно стране не по карману. Доходность по бельгийским долговым бумагам также подскочила, поскольку инвесторы обеспокоены долговой нагрузкой в стране и отсутствием политической определенности. Испания уже висит над пропастью. Эти события заставляют сделать совсем не оптимистичный вывод: европейская стратегия спасения, призванная успокоить финансовые рынки и поставит заградительный барьер между периферией и центром, с треском провалилась. Инвесторы нервничают еще больше, а кризис распространяется подобно лесному пожару. План А, в основе которого лежит попытка отсрочить реструктуризацию проблемных европейских стран, стоил того, чтобы попытать счастья: по крайней мере, он помог выиграть время. Но теперь он не работает. Реструктуризация кажется более приемлемой, чем в прошлом году. Кроме того, этот вариант теперь выглядит менее затратным для всех заинтересованных сторон, чем несколько лет назад. Таким образом, Европе нужен План Б. Первая реакция, направленная на спасение Греции в мае 2010 года, прошла впустую. Европейские политики создали систему для формирования займов, направленных на краткосрочную поддержку правительств на грани дефолта, одновременно, дав понять (по настоянию Германии), что в среднесрочной перспективе неплатежеспособные страны должны реструктурировать свои долги. Инвесторы, которые точно не в курсе, кто же окажется неплатежеспособным в долгосрочной перспективе, разнервничались, поэтому стоимость кредитовария возросла для всех.

Наименее безболезненный способ справиться с этим противоречием - это реструктурировать долг практически неплатежеспособных стран прямо сейчас. Начасть можно с Греции и, возможно, Португалии и Ирландии. У Испании много проблем, но даже необходимость спасения крупного банка не развалит ее финансовую систему. В Италии и Бельгии высокий уровень долга, но большие запасы частных сбережений, при этом их бюджеты близки к профицитным. Таким образом, при должном регулировании, дефолты в Еврозоне можно будет ограничить тремя периферийными экономиками.
Последствия промедления
Мы не спешим предсказывать дефолт крупных стран в первой половине этого столетия. Однако ситуация требует быстрых и решительных действий, что неоспоримо. Во-первых, единственной более менее адекватной долгосрочной альтернативой реструктуризации является постоянно финансовое донорство со стороны европейского ядра, то есть Германии. С политической точки зрения это абсолютно неприемлемо. Некоторые политки в Европе выступают за создание более тесного фискального союза, а также за выпуск совместных еврооблигаций, однако, они не смогут обеспечить достаточно крупные бюджетные трансформации, чтобы застраховать все долги периферийных экономик. Во-вторых, опасность, связанная с реструктуризацией, снижается, даже несморя на то, что цена отсрочки растет с каждым днем. Восемь месяцев назад, когда европейские правительства совместно с МВФ, спасали Грецию, их желание избежать реструктуризаии было вполне понятным. Многие небезосновательно опасались, что падение Греции повлечет за собой целую серию банковских кризисов и ввергнет Европу в хаос.


Но сейчас состояние европейской экономики существенно улучшилось. У банков было время, чтобы накопить капитал и передать часть убыточных вложений в государственные облигации на поруки Европейскому центральному банку. Греция и другие страны показали свою решимость через приверженность к планам по ужесточению. Руководство Европы создало механизм быстрого накопления денег, необходимых для спасения. Юристы уже обдумывают варианты "упорядоченного и управляемого дефолта". Конечно, реструктуризация на государственном уровне может напугать рынки. Именно страх перед всеобщей паникой не дает политикам пойти на этот шаг. Но если все сделать правильно повторение истории Lehman вполне можно избежать. В то же время, Европа пытается выигарть время через займы, однако, эта стратегия не из дешевых. Спасенные страны оказываются раздавленными под страшным бременем. Несмотря на крупнейшие фискальные корректировки с 1945 года, долговая нагрузка Греции, по некоторым предполжениям, к 2014 году достигнет 165% от ВВП. Ирландцы будут вкалывать от зари до зари, чтобы заработать на обслуживание долгов, которые страна взяла на себя по настоянию Европы, чтобы выплатить убытки держателям облигаций. В определенный момент внутренний аскетизм для уплаты долгов перед иностранцами станет политически неприемлемым. Чем дальше мы откладываем реструктуризацию, тем болезненее будет этот процесс для держателей облигаций и налогоплательщиков Еврозоны. Спасение Греции и Ирландии привело к увеличению общего долга и сокращению частного долга, таким образом, большая часть кредитов подлежит уплате другим европейским политикам. Это значит, что, чем дальше, тем крупнее будут списания. Например, к 2015 году Греция не сможет сократить долг до приемлемых уровней, даже если она полностью сбросит со счетов частных держателей облигаций.

Как изменить курс


Если коротко, то анализ целесообразности говорит в пользу проведения упорядоченной реструктуризации. Сокращение долга должно быть существенным, чтобы вернуть экономики на путь устойчивого роста. Греция может уменьшить свое долговое бремя в два раза. Ирландии, вероятно, придется сокатить их на треть, списав долги частных банков, а не государств. Необходимо, чтобы в этом участвовали все праительства и Европейский центральный банк. Новые средства на спасение также будут нужны: для финансирвоания бюджетных дефицитов банкротящихся стран; чтобы рекапитализировать местные банки этих стран (которые понесут убытки по вложениям в гос. облигации); и, если необходимо, для рекапитализации банков в крупных европейских экономиках. ЕЦБ и все остальные должны быть готовы защитить Бельгию, Италию и Испанию, если потребуется. Если же европейские лидеры буду следовать плану А, долговой кризис будет лишь нарастать. Если они пойдут на реструктуризацию, которая, в конечном счете, неизбежна, у них есть шанс победить кризис. План Б требует тонкого регулирования и политического мужества. Благодаря опыту развивающихся стран, у МВФ есть опыт в регулировании. А европейским политикам нужно собраться с духом.

Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist

Комментариев нет:

Отправить комментарий